Что такое маркетплейс ?
11.11.22Содержание:
Видео
Короткое видео про то, что такое маркетплейс простыми словами:
Что такое маркетплейс простыми словами?
Часто происходит путаница между похожими по своей сути бизнес площадками, такими как агрегаторы, каталоги, маркетплейсы, классифайды (они же доски объявлений), отзовики, биржи, прайс агрегаторы. Все эти площадки — изначально платформа агрегатора. То есть сайты и разработки, которые агрегируют в одном месте информацию бизнеса о группе продавцов товаров или услуг, предоставляя при этом покупателям выбрать для себя оптимальный вариант из категорий товара.
Чтобы отличить от всех этих площадок маркетплейс, нужно понять маркетинг:
Если вы хотите запустить не просто агрегатор, а именно маркетплейс, то вам нужно брать оплату за заказ на свою сторону (доставки со склада или от поставщиков), а не просто собирать заявки и комиссии. Это разработка другого уровня.
При этом что немаловажно, есть не только товарные маркетплейсы. Сейчас если говорят слово маркетплейс, сразу происходит ассоциация с такими сайтами как Ozon, Aliexpress или Wildberries. Да это маркетплейсы. Это товарные маркетплейсы, но при этом существуют маркетплейсы услуг, например booking.com , который фактически является агрегатором отелей, но пользователь может совершить оплату на сайте, что делает этот агрегатор маркетплейсом. Всё очень просто.
Виды маркетплейсов
Я бы разделил маркетплейсы на 2 виды:
- товарные маркетплейсы
- маркетплейсы услуг
При этом повторюсь, что есть уже несколько привычные для пользователей отдельные типы площадок для работы, которые кто-то тоже называет маркетплейсами, а именно: биржа, доска объявлений (классифайд). На бирже фриланса тоже собраны продавцы услуг, и вы можете оплатить их услугу на сайте, то есть фактически это тоже маркетплейс, который получили обособленное название.
Примеры маркетплейсов
Решения товарных маркетплейсов:
- ozon.ru
- wildberries.ru
- lamoda
- сбермегамаркет
- яндекс маркет
- amazon.com
- walmart.com
- alibaba.com
- instacart.com
- mercadolibre.com
- eapteka.ru
- podarki.ru
маркетплейсы услуг:
- booking.com
- airbnb
- tutu.ru
- uber
- aviasales.ru
- prodoctorov.ru
- delivery-club.ru
- docdoc.ru
Плюсы размещения на маркетплейсах
Для продавцов товаров и услуг однозначным и главным плюсом является сотрудничество и получение дополнительного трафика. Если раньше продавцу приходилось брать весь интернет-маркетинг на себя (использовалась команда), то теперь эта задача ложится на плечи маркетплейса.
Более того, некоторые маркетплейсы берут на себя и другие цепочки партнеров, такие как логистику от продавца, хранение, документы, позволяют использовать доставку.
Это не реклама. Автор канала пишет правдиво на своём примере, как работает на самом деле изнутри продажи товаров на товарных маркетплейсах.
Минусы размещения на маркетплейсах
Высочайшая конкуренция.
Продвижение своих товаров на маркетплейсе – это уже особая отдельная стратегия, чем-то схожая с SEO продвижением. Это и оптимизация фотографий, и описание карточек товаров и самовыкуп своих товаров и отзывы. Много деталей, в которые необходимо будет погружаться с головой.
Жёсткие правила, диктуемые маркетплейсами
Я приведу лишь один практический пример. Не факт, что начинающие предприниматели, которые подумывают о товарных маркетплейсах, знают о таких деталях. Если вы будете продавать свои товары с помощью Wildberries, и будете хранить товары на их складах, вы не можете просто в какой-то момент забрать эти товары. Торговая площадка потребует комиссию. Вы можете их только выкупить. Я не говорю, что это несправедливо, просто не факт, что все осознают такие детали. И таких условий достаточно много, и кто-то узнаёт о них уже на стадии, когда была закуплена большая партия товаров. Лучше внимательно изучить все условия торговли (которые, к слову, могут меняться) на конкретном маркетплейсе, прежде чем начинать там торговлю.
Если косячит маркетплейс, то негатив будет и вам.
Если вы продаёте товары для покупателей в своём интернет-магазине, то если что-то пошло не так, вы всегда можете разрулить эту ситуацию. В случае же продажи на маркетплейсе нужно быть готовым, что до вас данная обратная связь про продукт от клиентов может и не дойти.
Как создать свой маркетплейс
В данной главе я вернусь к тому, что писал выше. Есть два вида маркетплейсов:
- маркетплейс услуг
- товарный маркетплейс
Так как много лет я специализируюсь на создании и развитии платформы агрегаторов услуг, я писал детальную статью про создание агрегатора услуг https://agreagator-wp.ru/sozdanie-agregatora/
Отличие от маркетплейса заключается только в приёме платежей на сайте. Агрегатор не принимает платежи, маркетплейс принимает. Но остальные шаги очень похожи.
Что же касается процесса создания товарного маркетплейса на мой субъективный взгляд – это куда более сложная задача. Я не говорю, что это невозможно и если вы хотите создать свой маркетплейс с нуля, может, и стоит попробовать, просто я рекомендую хорошенько проработать план. Многие начинающие просто недооценивают разницу создания маркетплейса услуг и товарного маркетплейса в России.
Для запуска маркетплейса услуг вам достаточно взять в свободном доступе информацию обо всех игроках рынка, разместить её на своём сайте, оптимизировать SEO и когда вы начнёте получать трафик, можно выходить на эти самые компании и начинать продавать им выгодно лиды или платное размещение у вас.
Когда же мы говорим о товарном маркетплейсе, важно понимать, что крупные продавцы, которых вы объедините на сайте, сразу должны продавать, пусть даже одному пользователю.
На маркетплейсе услуг вы можете хоть на полгода поставить номера заглушки и переводить все лиды напрямую на компании, с маркетплейсов товаров так не получится. Пользователь (аудитория) воспринимает товарный маркетплейс как интернет-магазин, поэтому он хочет купить товар, а не перейти в другой магазин, иначе это уже не товарный маркетплейс, а просто модель каталога магазинов.
Выходит, чтобы создать маркетплейс с нуля, вам нужно сначала замотивировать рынок интернет-продавцов разместиться у вас, с учётом того, что у вас нет трафика. Далее вам нужно нагнать этот трафик и сразу осуществлять продажу, доставку, возвраты товаров.
На мой субъективный взгляд создавать товарный маркетплейс оптимально, если у вас уже есть свой успешный интернет-магазин, и на базе него можно плавно добавлять других продавцов. Это идеальный вариант.
В случае же с маркетплейсами услуг я рекомендую изначально создать собственный агрегатор услуг, как MVP, начать работать с компаниями, а потом на каком-то этапе масштабировать и плавно добавить оплату, что сделает вас маркетплейсом.